Buena Vista Social Club

Виталий Булавин
"Впервые мир услышал о проекте Buena Vista Social Club в 1998 году после появления одноименного фильма, снятого выдающимся немецким режиссером Вимом Вендерсом (Wim Wenders). Фильм собрал рекордное количество зрителей во всем мире, продержался в прокате более 8 месяцев, был номирован на «Оскар» и, в итоге был назван самым популярным документальным фильмом всех времен и народов. После выхода одноименного альбома музыканты, принимавшие участие в его записи: Ибрагим Феррер, Омара Портуондо, Рубен Гонсалес, Компай Сегундо и Качаито Лопес стали звездами мировой величины.
Buena Vista Social Club — музыкальный проект, созданный по инициативе американского музыканта и композитора Рая Кудера, своего рода сборная команда кубинских эстрадных музыкантов старой школы, пик популярности которых пришёлся на период, предшествовавший кубинской революции 1959 года. Название проекта (в англизированной форме) было позаимствовано у популярного клуба, существовавшего в Гаване в 1940-х годах.

Первоначальной целью проекта было сохранение музыкальной культуры Кубы «старой школы» (1930-е—1940-е годы) для потомков. В настоящее время «Буэна Виста Сошиал Клаб» — успешный музыкальный бренд, объединяющий значительное количество музыкантов, выступающих как вместе (под названием оркестр «Буэна Виста Сошиал Клаб»), так и по отдельности. Первый альбом проекта, также названный «Buena Vista Social Club», вышел в 1997 году. Большинству музыкантов ансамбля на тот момент было за 70 лет.
В 2003 году журнал Rolling Stone внёс данный альбом в список 500 лучших альбомов всех времён под номером 260. Славу «Буэна Висты» удвоил кинорежиссёр Вим Вендерс, снявший в 1998 году одноимённый фильм, посвящённый проекту. На многочисленных кинофестивалях фильм неоднократно признавался лучшей документальной лентой и удостоился престижных наград.


Кубинские музыканты, найденные Раем Кудером в социалистической Гаване, будучи местными звездами 30-40 годов, после прихода к власти Фиделя оказались практически забытыми. Рай Кудер (Ry Cooder) собирает стариков вместе для записи альбома, с выходом которого в мире начинается бум кубинской музыки. Музыканты рассказывают о прожитой жизни, шутят в студии и поют на улицах. Режиссеру фильма удалось показать открытость и теплоту этих замечательных талантов, их страну, и их песни.

Рай Кудер ехал на Кубу записывать альбом с совершенно другими музыкантами, африканцами из Мали, которым в последний момент не выдали визу и чтобы не срывать запись, буквально из небытия были извлечены эти чудесные дедушки, которые тряхнув стариной родили шедевр. Позже, работая с Вимом Вендерсом, Кудер сумел увлечь его идеей снять документальный фильм о кубинских музыкантах, за что и одному и другому огромное спасибо. Фильм неоднозначный и очень трогательный - каждый увидит и услышит в нем свое, но равнодушным он не оставляет, как и музыка, которая собрала всех этих людей вместе, и для многих была чуть ли не единственным смыслом существования. А что до Грэмми - таки они его получили в 1998 году, и альбом был признан журналом Rolling Stone идущим в третьей сотне их списка 500 величайших альбомов всех времен - но не в этом счастье.

Фильм можно скачать/посмотреть по ссылке. "